Менеджер - главное звено в развитии экономики на макро- и микроуровнях. Инвестиции в менеджмент - одна из главных задач в развитии росийского предпринимательства.
Стратегический исследование среды управления
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ
Среда управления как его объемлющая система - это важнейший объект внимания стратегического управления и первый объект стратегического анализа. Ведь для осмысления и того, где находится организация, и того куда она хочет переместится, нужно прежде всего видение среды. Для стратегического управления в России это тем более существенно, что здесь с 1985 г. среда управления потеряла устойчивость и менялась многократно и каждый раз - довольно радикально. Сменился способ хозяйствования, на смену устойчивой экономической модели пришел почти перманентный поиск новой, на арену управления вышли совершенно иные социальные слои, институты, изменились общественные ценности и приоритеты, иными стали роль страны в мире и ее взаимоотношения с внешним миром. Иными стали не только субъекты управления, но и его объекты принципы и инструменты.
Внешняя среда управления - это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента. Выделяются политические, экономические, научно - технические, социальные, экологические и другие компоненты внешней среды. Внешняя среда включает в себя макросреду, состоящую из факторов широ-кого социального плана и системного, общего, преимущественно косвенного действия, и микросреду - конкретных субъектов, чьи действия и отношения могут быть направлены на данного субъекта: потребителей, посредников, конкурентов. В любом случае внешняя среда может быть средой как, прямого, так и косвенного (опосредованного и отсроченного) воздействия.
Возможности обратного воздействия субъекта менеджмента, Организации на элементы макросреды опосредованы и существенно ограничены. В отношении элементов микросреды возможны определенные действия, сглаживающие негативные и усиливающие позитивные влияния или позволяющие их избежать или переменить путем соответствующего стратегического выбора, сама организация и субъект менеджмента тоже может активно воздействовать на элементы этой среды.
Внутренняя среда управления понимается как совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним могут быть отнесены: сложившаяся организационная структура, распределение функций, ответственности, ресурсов и прав подразделений и отдельных работников в организации, ее этика и традиции, отношения руководства - подчинения, доминирующий стиль руководства и отношения неформального лидерства, социально психологический климат в коллективе.
В любом случае для внутренней среде характерно, что это среда прямого воздействия - совокупность элементов и факторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию.
В логике классификации факторов среды по макро - и микроуровням может быть выделена также мезосреда - отраслевая, региональная, имеющая соответствующие промежуточные характеристики.
Наиболее расхожие, популярные экономические факторы для анализа макросреды российского бизнеса - это разнообразные факторы глобализации и перехода на принципы рыночной экономики, мировые цены на классические компоненты российского экспорта (нефть, газ, металлы, и другое сырье), курсы доллара и рубля.
Среди правовых факторов - распределение властных полномочий (прежде всего, между органами управления центром, регионами и местными сообществами), обеспечение выполнения законов. В числе ведущих демографических факторов - снижение общей численности населения, его старение, дисбаланс полов, снижение брачности, ухудшения здоровья, изменение этнической структуры, масштабная миграция населения.
стратегический анализ хозяйствование управление
2. STOP - (PEST) и SWOT - анализы среды
Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности, относятся методы STEP - (или PEST) и SWOT - (реже - SNW) АНАЛИЗА. С их помощью исследователи ищут ответы на стратегические вопросы:
· Каково нынешнее положение организации?
· В каком положении организация могла бы оказаться в будущем?
· Какие препятствия могут возникнуть и что благоприятствует организации на пути к поставленным целям?
· Какие возможности необходимо реализовать чтобы достигнуть этих целей?
· Как управлять реализацией стратегии?
По результатам STEP - и SWOT - анализа формируются варианты стратегического развития управляемой системы - фирмы, организации, социумы.